Объекты культурного наследия федерального значения «Селимов вал 1550 г.» и «Петров вал 1698 г.», расположенные в г. Петров Вал Камышинского района, зарегистрированы в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номерами 341540306650006 и 341540306420006 соответственно.

Необходимость соединения Волги и Дона каналом возникла при Петре I, когда Дон стал местом важных исторических событий и приобрёл особую роль в государственном, экономическом и военном развитии России.

Вместе с тем, места наибольшего сближения Дона и Волги – переволоки – были известны с древнейших времён. Используя систему речек Волго-Донского междуречья, лёгкие суда переволакивались по мокрой траве, в более трудных местах перетаскивались на руках, либо ставились на тележки-катки и перевозились через волок. Для защиты Волго-Донского волока во второй половине ХVI века было построено несколько крепостей, впоследствии на их месте основаны города Царицын (1589 г.), Дмитриевск (1668 г.) и другие.

После Азовских походов Пётр I вернулся к проекту соединения этих рек в районе Дмитриевска (будущего Камышина), где сближались между собой приток Дона Иловля и приток Волги Камышинка. Здесь канал мог быть короче, а строительство и использование его менее опасно, чем в районе Царицына, где позже (в 1719 г.) была построена оборонительная линия до Дона. Недостатком этого выбора было то, что на Дон нужно было выходить через малую реку Иловлю.

В 1695 году был составлен «Проект сообщения между Волгой и Доном посредством рек Иловли и Камышинки». Работы начались в 1697 году под начальством Астраханского губернатора князя Бориса Голицына. Техническая часть работ поручена немецкому инженеру, полковнику Иоганну Бреккелю. Было прорыто несколько километров канала и выстроен один шлюз. Однако при первой попытке заполнить камеру водой произошёл размыв сооружения. Канал Бреккеля был шириной 27 м. и окаймлён валами почти на 30 м. В настоящее время является объектом культурного наследия «Селимов вал 1550 г.» и представляет собой трапециевидное в профиле искусственное русло с фланкирующими канал площадками с валами, расположенное в черте г. Петров Вал между балками верховья реки Камышинки и частной застройкой ул. Некрасова.

Для дальнейшего руководства строительством канала в 1698 году был приглашён английский инженер Джон Перри. В конце 1701 года, когда канал был вырыт наполовину и некоторые шлюзы почти окончены, Перри получил приказ царя прекратить работы. Общая длина канала составила 3,73 км, ширина 47 м. Справа и слева канал окаймляли валы. Следы канала, вырытого под руководством Джона Перри видны на самых низких отметках водораздела рек Иловля и Камышинка.

В настоящее время объект культурного наследия «Петров вал 1698 г.» представляет собой трапециевидное в профиле искусственное русло с фланкирующими канал площадками с валами, расположен вдоль южной границы г. Петров Вал между балками верховья р. Грязнухи и старицей р. Иловли. Склоны канала оплыли и местами нивелированы распашкой земли под огороды.

Проект соединения Волги и Дона был претворён в жизнь в 1952 году, после строительства Волго-Донского судоходного канала. Трасса канала соединила две великих русских реки на 200 км южнее, чем это было задумано Петром I.

    

  

 

Официальный интернет-портал государственных услуг Общероссийская база вакансийИнтерактивный портал Комитета по труду и занятости населения Волгоградской области