Объект культурного наследия «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», расположенный в пос. Майский, Советского района Волгограда, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 341510320980005.
По данным учетной карточки воинского захоронения, составленной 22 июля 2014 года отделом военного комиссариата Волгоградской области по Советскому, Ворошиловскому и Кировскому районам г.Волгограда, в указанной братской могиле захоронено 3750 солдат и офицеров.
Согласно историческим сведениям, 19 августа 1942 г. ударные группировки 6-й полевой и 4-й танковой армий немецко-фашистских войск начали одновременное наступление на Сталинград. На город было брошено 18 дивизий противника.
Цель гитлеровского командования – блокировать город с севера, выходом войск 6-й армии к Волге, и с юга – войсками 4-й танковой армии. Предполагалось, отрезав пути, связывающие Сталинград с внешним миром, быстро занять его.
Но планам немецкого командования не суждено было осуществиться. Враг встретил упорное сопротивление наших войск. Части Красной Армии не только оборонялись, но и переходили в наступление, обращая в бегство противника и нанося ему чувствительные удары.
Войска 64-й армии с августа 1942 г. вели упорные оборонительные бои в районе населенных пунктов Андреевка, Бирюково, Елхи, Кравцов, Попов, Смирнов, Соловьев, Цыбенко, Гавриловка, Ягодный, Варваровка. Бои продолжались до января 1943 года, когда немецко-фашистские войска в этом районе и на подступах к Сталинграду были разгромлены.
Воины, павшие в боях, были похоронены на территории вышеперечисленных населенных пунктов. При строительстве Волго-Донского судоходного канала предполагалось затопление водами Варваровского водохранилища ряда территорий, где находились многие воинские захоронения.
Так, в 1949-1952 годах останки погибших воинов были перенесены в одну братскую могилу, что в пос. Майском. Сюда же были перенесены останки солдат, обнаруженных рабочими непосредственно при строительстве Волго-Донского судоходного канала.