Результаты изучения объекта археологического наследия, расположенного в Камышинском районе, волгоградские специалисты представили российскому научному сообществу в ходе онлайн-конференции. Авторы воссоздали ход «валового и слюзного» дела на Волго-Донской переволоке в 1697–1698 гг., а также высказали обоснованные предположения о влиянии данного проекта на мировоззрение Петра I, а также в целом на развитие отечественной науки и техники.
По информации регионального комитета государственной охраны объектов культурного наследия, в рамках научного проекта, поддержанного Российским научным фондом, специалисты Волгоградского областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры установили обстоятельства создания памятника археологии «Селимов вал» (народное название остатков сооружения).
В 1697-1698 гг. в месте наибольшего сближения притоков Волги и Дона — речек Камышинки и Иловли — велось «валовое и слюзное дело»: строилось сооружение, которое должно было выполнять одновременно оборонительные и гидротехнические функции. Автором проекта был инженер шведского происхождения Яган Брёккель. Петр I, находившийся в Великом посольстве с весны 1697 до лета 1698 г., неоднократно обсуждал с европейскими учеными и государственными деятелями вопрос соединения Волги и Дона судоходным каналом. В письмах ему постоянно докладывали о ходе работ на Камышинке. В январе 1698 г. Брёккель тайно уехал в Швецию — как считают ученые, из-за опасений, что он не сможет успешно завершить проект. Ему на смену был приглашен английский специалист по строительству верфей и шлюзов («слюзный мастер») Джон Перри. Осмотрев стройку, англичанин пришёл к выводу, что место строительства было выбрано неудачно, и предложил проложить канал в нескольких сотнях метров южнее.
Как показали исследования волгоградских ученых, первый неудачный опыт строительства судоходных каналов оказал большое влияние на Петра I, во время правления которого в России строились еще несколько аналогичных сооружений. Накопленный опыт проектирования и создания гидротехнических сооружений был использован при строительстве Санкт-Петербурга. Изыскания волгоградских специалистов будут опубликованы в ведущих научных российских журналах и представлены в виде монографии, в которой отразят предложения по музеефикации памятника.
Отметим, исследовательская работа сотрудников Волгоградского областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры «Строительство первого Волго-Донского канала Петра Великого в 1697–1698 гг. (по документам приказного делопроизводства и результатам археологических разведок)» была презентована на семинаре «История науки в источниках и историографии». Организатором выступил Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук.