Комитет государственной охраны объектов культурного наследия утвердил предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Тихорецкий вокзал (ж. д. станция Волгоград-II)», расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. милиционера Буханцева, 15. Предмет охраны этого памятника истории утвержден на основании проектной документации, разработанной сотрудниками ГБУ «Волгоградский научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры».
Предметом охраны объекта культурного наследия является местоположение и градостроительные характеристики здания, его объемно-пространственная композиция, вальмовая форма крыши, ее деревянные конструкции, деревянные межэтажные и чердачные перекрытия здания. Ценность представляет композиционное решение, архитектурно-художественное оформление, материалы и характер обработки фасадов здания вокзала, их декоративное убранство: прямоугольные оконные проемы с лучковыми перемычками 1-го этажа здания, лучковые наличники с веерными замковыми камнями, арочные дверные проемы входа в здание и другие элементы.
Разработка предмета охраны памятника истории включила в себя сбор и анализ исходно-разрешительной документации по объекту, проведение историко-культурных исследований, включая определение периодов строительства и перестроек, и полевые исследования – фотофиксацию и визуальное обследование памятника.
Здание пассажирского вокзала станции Царицын-Владикавказский (Тихорецкий вокзал) расположилось на окраине Зацарицынской части города и первоначально было небольшим – одноэтажным и деревянным. Позднее, возможно к 1899 году, к открытию железнодорожной линии, соединяющей станцию с Грязе-Царицынским вокзалом (Волгоград-I) по мосту через реку Царица, было построено кирпичное здание вокзала. Значение железнодорожной линии Царицын—Тихорецкая велико было для самого Царицына-Волгограда. Железная дорога соединила Поволжье с Северным Кавказом и Кубанью. Оттуда на Урал и Север пошел большой поток зерна и нефтепродуктов, а волжско-камские грузы (лес, металл) отправлялись на юг страны и на экспорт через Новороссийск и порты Азовского и Черного морей. В результате проведения Тихорецкой ветви Владикавказской железной дороги южные окрестности Царицына пережили бурное экономическое развитие. Сложившийся вокруг ее станций деревообрабатывающий район вообще может рассматриваться как уникальное явление – расположенный в безлесной местности, он, тем не менее, по объему производства занимал в начале XX в. второе место в России после Архангельского. Установление предмета охраны этого объекта позволит создать условия, исключающие либо минимизирующие возможное негативное воздействие, а также определить возможную степень безопасного вмешательства при проведении работ по их сохранению.
Отметим, что работа по утверждению предметов и зон охраны объектов культурного наследия профильным комитетом носит системный характер и проводится на регулярной основе. Только за 2021 год специалисты установили порядка 1300 предметов охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории региона, всего уже утверждено около 2400 предметов охраны памятников истории и культуры. Также специалисты проводят регулярный мониторинг состояния объектов; муниципалитеты обеспечивают охрану и благоустройство памятных мест.