Приказом регионального комитета государственной охраны объектов культурного наследия установлены зоны охраны и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон памятника истории регионального значения «Первая конно-бычья железная дорога (Дубовско-Качалинская)».

 В соответствии с утвержденной проектной документацией, в границах зон охраны памятника разрешено проведение мероприятий по благоустройству территории, организация пешеходных и велосипедных дорожек, установка малых архитектурных форм, элементов наружного освещения, туристских указателей, посадка деревьев и кустарников, а также применение специальных мер, направленных на сохранение, восстановление историко-градостроительной среды и др.

 По информации ГБУ «Волгоградский областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры», конно-бычья железная дорога была второй железной дорогой в России после знаменитой Царскосельской. Её ввели в эксплуатацию в 1846 году, в общей сложности она просуществовала около 10 лет. Строилась за счёт частных источников, ее протяженность от Дубовки до станицы Качалинской составляла около 68  километров. Годовой оборот достигал 150 тысяч пудов грузов в год.

 Однако, у конно-бычьей железной дороги  были серьёзные недостатки. В районе Волги дорога начиналась не с самого берега, а с высокого холмистого обрыва, куда товары и грузы нужно было подвезти с пристаней. Аналогичным образом дорога не доходила на 4 км до берега Дона.

После строительства железной дороги на паровозной тяге между городом Царицыном и слободой Калач конно-бычья дорога потеряла свою актуальность. С годами рельсы, шпалы, путевое оборудование поросли травой, были разобраны или засыпаны.