Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области утверждена проектная документация по определению зон охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Исторический центр города Камышина». Проект зоны охраны разработан специалистами ГБУ «Волгоградский областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры» на основе исторических данных с учетом нынешней градостроительной ситуации и дальнейших перспектив развития этого старинного города.

Камышин был основан в 1668 году по указу царя Алексея Михайловича на правом берегу Волги, первоначально город играл роль крепости для охраны водных торговых путей. Летом 1695 года, во время Азовского похода против турок, в Камышине побывал царь Петр I и через два года переименовал его в Дмитриевск в честь размещенного здесь стрелецкого Дмитриевского полка. Гарнизон крепости и посадские люди были первыми жителями городка. Прежнее название - Камышин – городу вернула в 1780 году императрица Екатерина II, а также учредила его герб.  В следующем 1781 году Камышин стал центром уезда, в статусе которого просуществовал около полутора веков. Камышин славился своим богатеющим купечеством, а потом и развивающейся промышленностью. К началу XIX в. город расширился жилыми кварталами, новыми торговыми площадями, был построен еще один соляной двор, за чертой города отвели место под новое кладбище, при нем построили Никольскую церковь. Началось освоение бывшей Дмитриевской крепости "старого города" на правом берегу Камышинки по регулярному плану с прямоугольной сеткой кварталов. Во второй половине XIX в. Камышин как купеческий город занимал значимое место в волжской торговле. В 1879 г. там проживало 13 644 человека, в городе было 9 церквей: 7 православных, лютеранская и католическая. В 1894 г. открылась железная дорога Тамбов–Камышин, что позволило создать в городе 4 паровых лесопильных завода, 3 паровых мельницы, элеватор, солемолки, нефтяной склад и нефтекачку. Одновременно с вокзалом были построены депо, водонапорная башня, железнодорожный поселок, служебные и жилые здания для работников железной дороги. В конце XIX века в городе построили деревянный мост через реку Камышинку, водопровод, в Камышине работали 12 кузниц, 10 скотобоен, лесопильня и другие ремесленные цеха, пристани пароходных и причал буксирной переправы. В 1900 г. в городе жило более 18 000 человек; был заложен Городской парк культуры и отдыха, работали уже 200 магазинов. Облик центрального ансамбля города конца XIX – начала XX в. составляла, прежде всего, большая прямоугольная Базарная площадь с Вознесенским Собором, вокруг которой богатые купцы возводили подворья, каменные дома, магазины. В начале XX в. были построены дом Земской управы, банк, учебные заведения, народный дом, уездные учреждения.

В границу территории объекта культурного наследия «Исторический центр города Камышина», XIX-XX вв., вошла наиболее ценная историческая застройка, сохранившаяся на территории города на период XIX-ХХ вв.

Проект по определению зон охраны, границ территории объекта культурного наследия «Исторический центр города Камышина» был разработан сотрудниками ГБУ «ВОНПЦ по охране памятников», чтобы сохранить уникальный памятник градостроительства в виде, наиболее приближенном к первозданному.