Прошла  государственную историко-культурную экспертизу и находится в процессе общественного обсуждения проектная документация по определению зон охраны, границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль застройки центра города Дубовка». Проект зоны охраны исторического центра Дубовки был разработан сотрудниками  ГБУ «Областной научно-производственный  центр по охране памятников истории и культуры» на основе исторических данных с учетом нынешней градостроительной ситуации и дальнейших перспектив развития этого старинного города.

Дубовка – один из самых старинных населенных пунктов Волгоградской области. Город стоит на Волгодонской переволоке, кратчайшем пути между Волгой и Доном. До нее на этом месте располагался крупный торговый золотоордынский город Бельджамен, сожженный в 1395 году Тамерланом во время похода на Золотую Орду. Русское поселение – станица Дубовская, появилось здесь в 1734 году, когда  по указу императрицы Анны Иоанновны от Саратова до Царицына расселили часть донских казаков, чтобы те защищали южные рубежи страны от набегов кочевников. В 1785 году указом императрицы Екатерины II Дубовка стала посадом. Несмотря на то, что город значительно опустел после переселения казаков в 1771 году на Терек и Кубань, Дубовка начинает интенсивно развиваться, во многом благодаря своему выгодному географическому положению, а население расти, во многом за счет переселенцев из Малороссии. Развивалась торговля и промышленность: в посаде изготавливали телеги и тележные колеса, ковали железо, процветало бондарство, мукомольное и маслобойное производство. Поскольку Дубовка располагалась на переволоке, уклад жизни всех местных жителей бы подчинен ей.  По Волге сюда привозили хлеб, смолу, железо с Урала и корабельный лес с Вятки, по Дону — масло, сало, фрукты, донецкий уголь, крымские и донские вина. Кроме того, в Дубовке часто проводились крупные ярмарки. В конце XVIII — начале XIX веков Дубовка становится купеческим посадом. В 1846 году была проложена узкоколейная железная дорога Дубовка-Качалинская, что во многом поспособствовало дальнейшему развитию торговли. Расцвет Дубовки пришелся на середину XIX века, в то время в городе насчитывалось уже 25 заводов: кожевенные, салотопленные, маслобойные, пивоваренные, рогожные, лесопильные. К 1860 году в посаде было 1028 домов, из них – 174 каменных. В 60-х годах XIX века была построена настоящая железная дорога, соединившая Волгу и Дон, так как она проходила через Царицын, значение Дубовки как экономического центра стало падать, но, тем не менее, город продолжал развиваться. К концу XIX века в Дубовке насчитывалось 3740 домов, из которых 730 каменных. Некоторые из них сейчас входят в комплекс застройки исторического центра Дубовки.

 Проект по определению зон охраны, границ территории объекта культурного наследия «Ансамбль застройки центра города Дубовка» был разработан сотрудниками ГБУ «ВОНПЦ по охране памятников», чтобы сохранить уникальный памятник градостроительства в виде, наиболее приближенном к первозданному. Документация регламентирует порядок проведения капитального ремонта и реконструкции существующих памятников архитектуры без увеличения их параметров (площади застройки и высоты), и предполагает сохранение существующих градостроительных характеристик, восстановление или восполнение утраченных элементов на основе материалов историко-архивных изысканий.