27 июля 1952 года был торжественно открыт судоходный Волго-Донской канал. Его строительство началось в феврале 1948 года и продолжалось 4,5 года–рекордно короткий срок в мировой истории гидростроительства. Недаром строительство канала Волго-Дон считается одной из Великих строек коммунизма.

Общая протяженность канала 101 км, он идет до города Калач-на-Дону и имеет 13 судоходных шлюзов, пересекает три водохранилища – Береславское, Варваровское, Карповское. Кроме того, на канале сооружены 13 плотин, 7 водосбросов и водоспусков, паромные переправы и пристани.

Волго-Донской канал совместно с Цимлянским гидроузлом являются единым архитектурным ансамблем, тематика которого посвящена сражению за Царицын в годы Гражданской войны и Сталинградской битве. Ансамбль сооружений Волго-Донского судоходного канала является объектом культурного наследия регионального значения и подлежит государственной охране.